Первая линия метро открылась в Москве 15 мая 1935 года

1935 год, пятнадцатое мая. Этот день навсегда вошел в историю Москвы. Ведь именно  тогда открылась первая линия метро.

первая линия метро

Сегодня мы так привыкли к нему и уже не можем представить себе, что когда-то оно было только в проектах, а основным транспортом был трамвай, приносящий огромную прибыль в казну города.

Как долго ждали этого момента горожане. Ведь к тому времени метро уже работало в Лондоне, Будапеште, Берлине, Нью-Йорке. Причем лондонский метрополитен начал свою работу еще с 1863 года!

А вот о строительстве московской подземки впервые заговорили в далеком 1875 году. Тогда инженером В.Титовым предлагалось построить железнодорожный тоннель по маршруту: Курский вокзал – Марьина Роща. Но городская власть, признав этот проект экономически нецелесообразным, закрыла его.

Не нашли поддержку по тем или иным причинам у чиновников и проекты по строительству метро, предложенные в 1897 и 1902 годах.

первая линия метро

Центральный вокзал метрополитена на Васильевском спуске. Москворецкий мост. 1902 год. Рисунок Н.Н.Каразина (по проекту инженеров Е.К.Кнорре и П.И.Балинского)

Лишь только в 1913 году московская власть вынуждена была вернуться к вопросу о строительстве метро.

Численность населения Москвы увеличивалась, что привело к обострению транспортной проблемы. Это вынудило Московскую городскую управу приступить к разработке собственного проекта подземной железной дороги. Увы, и этому плану не суждено было осуществиться – помешали войны: сначала — Первая мировая, потом Гражданская, а также возникшие в связи с этим экономические проблемы.

В августе 1923-го на заседании президиума Моссовета вопрос о строительстве подземки снова был включен в повестку дня, на котором было принято решение о необходимости начала поиска иностранных инвесторов для привлечения к строительству московского метро.

А месяц спустя после заседания создали спецотдел «Метрополитен» под руководством инженера К.С.Мышенкова.

Однако, не получив у зарубежных чиновников поддержки, проект снова закрылся. Переговоры о создании компании-акционера возобновились Моссоветом лишь в 28-м. Но бесконечные споры об экономической целесообразности проекта тормозили решение вопроса. И лишь в 1930 году, когда 1-м секретарем Московского комитета партии  назначили Кагановича Л.М., вопрос «сдвинулся с места».

Уже в 1931 году на июньском пленуме Центрального Комитета ВКП(б) было окончательно решено об организации и начале работ по строительству московского метро. А в 1933-м трест «Метрострой» приступил к работам – строительству 1-й очереди метро.

Здесь хотелось бы отметить, что маршрут 1-й линии метро был составлен с учетом исследований концентрации транспорта и дублировал его самые загруженные маршруты. И вот наконец-то 15 мая 1935-го первая линия метро, общей протяженностью 11,2 километра, открылась. Пролегала она по маршруту: «Сокольники» – «Парк культуры» и имела ответвление на станцию «Смоленская». Включала она в себя 13 станций и 17 вестибюлей.

первая линия метро

Первая линия Московского метрополитена

Здесь хочется обратить внимание, что до ноября 1955 года метрополитен носил имя Л.М.Кагановича.

В начале 40-х открылись еще две линии метро — Арбатская и  Замоскворецкая, а также несколько станций, начались работы по строительству 3-й очереди метро.

Строительство продолжилось и в годы Великой Отечественной войны. Лишь только в начале войны его пришлось приостановить, когда метро использовалось под бомбоубежище. Ну, а когда немцы близко подошли к Москве, его предполагалось взорвать. Слава Богу, этого не случилось и уже в мае 42-го метрополитен снова начал работать.

первая линия метро

Станция «Маяковская» превращалась в бомбоубежище во время Великой Отечественной войны

Удивительно, но уже зимой 1943-го вводятся новые отрезки пути: «Площадь Свердлова» — «Завод Сталина» («Автозаводская»), а еще через несколько месяцев — «Курская» — «Измайловский парк», станции «Новокузнецкая», «Павелецкая».

После окончания войны работы по строительству продолжились и уже в 1954-м было закончено строительство кольцевой линии, а с 60-х годов началось строительство радиальных линий.

С 1935 года Московский метрополитен прошёл долгий путь. Если первая линия метро состояла из 13 станций, то московское метро сегодня – это тринадцать линий, более двухсот станций, причем сорок четыре считаются объектами культурного наследия.

первая линия метро

Станция «Новослободская» кольцевой линии Московского метрополитена

До настоящего времени Московское метро считается самым красивым в мире и занимает лидирующее положение среди метрополитенов других стран по надежности и безопасности. Его услугами ежедневно пользуются более семи миллионов человек.

Работы по строительству метрополитена продолжаются и сегодня. До 2020 года правительством Москвы запланировано введение в эксплуатацию 50-ти станций и около ста километров тоннелей метро, позволяющих увеличить протяженность линий.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Читайте также: